Несмотря на то, что мы приняли правила игры, было очевидно — успеть сделать все «от и до» в заявленные сроки не выйдет, поэтому мы оптимизировали план работ, выделив в нем критически важные задачи — миграцию данных, настройку платежного шлюза, провижининга, RADIUS-сервера и личного кабинета абонента — и те, которые можно реализовать уже после основного запуска.
Сразу стало ясно, что нам придется проявлять куда большую гибкость, чем обычно. К примеру, традиционно мы ведем проекты по внедрению в нашей проектной системе (о ней мы рассказывали здесь) — это дисциплинирует заказчиков и позволяет сразу видеть, на каком этапе застопорилась та или иная задача. Это минимизирует число просьб «скинуть документик на почту», уменьшая зоопарк используемых инструментов коммуникации. Такой «асинхронный» режим общения позволяет нашим инженерам эффективнее использовать свое рабочее время, но для отдельно взятого клиента это не всегда удобно.
Тут пришлось вспомнить старый добрый скайп — для ускорения процессов даже рядовые вопросы могли обсуждаться в режиме конференции. В процессе внедрения возникает множество сложных вопросов, по каждому из которых приходится вести длительную переписку. Если каждый раз использовать для этого проектную систему или электронную почту, проект невозможно было бы закончить в сжатые сроки.
Сразу после старта работ жизнь начала вносить и другие коррективы, которые также подтолкнули нас к мысли о том, что в этот раз придется действовать за рамками привычных подходов.
К примеру, в начале внедрения мы обычно предоставляем заказчикам требования к инфраструктуре, которую нужно подготовить для корректной работы биллинга. Когда «железо» доступно, начинаются активные работы. Здесь же выяснилось, что заказанные для биллинга серверы будут поставляться в течение пары месяцев — совершенно неприемлемая задержка. Поэтому мы оперативно развернули виртуальные машины для создания среды для внедрения, с тем чтобы потом перенести конфигурацию на рабочий сервер заказчика.
Кроме того, нам пришлось несколько изменить организацию работ. Обычно наши инженеры задействованы в нескольких проектах сразу, но в этот раз более эффективной оказалась схема, при которой за «Космосом» были закреплены несколько инженеров, которые занимались только внедрением Гидры для этого оператора.
Уже в ходе работ выяснилось, что наши инженеры и специалисты заказчика не всегда говорят на одном языке. В буквальном смысле — часто одни и те же понятия трактовались совершенно по-разному, что приводило к недопониманию и задерживало работу. Когда стало ясно, что такими темпами успеть к деноминации не получится, мы с заказчиком договорились: его инженеры приедут к нам в офис и целую неделю проведут «в обнимку» с нашими.
Философия Гидры в корне отличалась от того, с чем мы сталкивались ранее. Нам было очень сложно понять, как данные из нашего старого биллинга представить в понятиях новой системы. Настоящий слом мозга — то, что раньше называлось одним образом, теперь называется и делается по-другому. Общение по скайпу и почте не могло решить эту проблему. Приехать к нам сотрудники «Латеры» не смогли, так что нам пришлось самим отправиться к ним в гости. — Андрей Желябовский, начальник отдела информационных технологий «Космос-ТВ»
Как выяснилось, это было важнейшее решение, определившее конечный успех проекта — за пару дней плотной работы в офисе «Латеры» нам удалось проделать объём работ, который планировалось «закрыть» за два-три месяца.
В итоге к моменту запуска было сделано около 80% от всех запланированных по проекту работ — этого оказалось достаточно для запуска Гидры в «голом» варианте — пока без автоматизации бизнес-процессов в Гидре OMS, управления наряд-заказами в Planado и прочих полезных вещей. С 1 по 4 июля мы завели все основные биллинговые процессы Гидры. В перод запуска инженеры работали в круглосуточном режиме.
Нам сыграло на руку, что в начале июля по всей стране на протяжении четырех дней не работали банки. Мы заранее предупредили абонентов о том, что с 1 по 4 июля платежи приниматься не будут, попросив оплатить услуги заранее. Так что мы получили дополнительное время на перенос всех процессов из старого биллинга в новый.